Методика
Викторина предназначена для детей и подростков, а также будет полезной для взрослых, изучающих с ее помощью Евангелие в семейном кругу или воскресной школе (печатная версия, настольная викторина). Вопросы викторины побуждают ее участников углубиться в суть Евангелия, поднимают темы, которые важно знать и понимать каждому.
Цель викторины – научиться понимать слова Спасителя и применять их в повседневной жизни. Для этого в комментариях к ответам приводятся избранные мысли святых отцов и известных богословов — толкователей Евангелия. Полные тексты святоотеческих толкований и проповеди на представленные вопросы можно изучить на сайте НОВЫЙЗАВЕТ.РФ (выбрав соответствующую виртуальную коробку викторины и номер вопроса). А также в нее добавлены вопросы на психологическую тематику, состоящие из жизненных ситуаций, которые нужно решать, обращаясь к Учению Господа нашего Иисуса Христа. Дальнейшие выпуски викторин будут содержать в себе больше именно таких вопросов. Просим Вас тоже принять участие в их составлении. Присылайте свои идеи подобных и иных евангельских вопросов, которые, по вашему мнению, будут полезны детям на сайт по адресу http://новыйзавет.рф/feedback
Ответы на вопросы в большинстве своем правильные. Неверные ответы предлагаются реже, чем правильные, удерживая внимание участников и побуждая их к критической оценке каждого ответа. Перед использованием в семейном кругу среди детей взрослому, который будет исполнять роль ведущего, необходимо заранее познакомиться с вопросами, ответами и комментариями к ответам. Нужно понять, какие вопросы могут быть наиболее полезны и доступны Вашим детям на определенном уровне их возраста и развития. Те карточки, которые, по Вашему мнению, пока рано предлагать кому-то из детей, отложите в отдельное место для предложения более взрослым. Так же по Вашему усмотрению можно менять правила применения викторины, изменяя, дополняя, опуская различные ее этапы, представленные в методике (инструкции) ниже. Правила можно менять исходя из числа участников и имеющегося для викторины времени.
Задача первого этапа игры — выявить уровень знаний всех участников и из их среды выбрать исполнителей ролей «наставников» и их «учеников».
Ведущий зачитывает для всех участников игры вопросы с вариантами ответов, и участники с закрытыми глазами поднимают руку на правильный, по их мнению, ответ (глаза закрываются для того, чтобы никто не мог подглядывать за окружающими и его ответ был бы основан исключительно на собственных знаниях). Ведущий делает для себя пометки и выявляет тех участников, которые голосовали за наибольшее число правильных ответов. Они могут становиться «наставниками». После голосования участниками за правильные ответы, ведущий озвучивает правильный ответ (ответы) и комментирует его (их). Набравшие наименьшее число правильных голосов становятся «учениками» и прикрепляются к своему «наставнику». По завершении первой части ведущий делит участников на группы по 2-5 человек (в зависимости от количества человек в аудитории), назначает в каждой группе по одному «наставнику», роль которого будет в том, чтобы помогать в дальнейшем своим "ученикам".
Также ведущий должен учитывать сам и дать понять участникам, что выбрать наставника он может не только по признаку хороших знаний Евангелия, но и исключительно по своему усмотрению. Выбор может пасть даже на того, кто не давал правильных ответов, и это затем, чтобы: Во-первых, научиться смирению тем, кто знает лучше, но пока не допускается к наставничеству. Во-вторых, дать возможность задуматься мало знающему Евангелие, что его как в игре, так и в жизни, кто-то всегда может попросить помочь разобраться в Писании и надо быть к этому готовым, в-третьих, чтобы дать возможность меняться участникам ролями из игры в игру.
(здесь ведущему, во избежание самомнений “наставников” хорошо привести в пример притчу Иисуса Христа о фарисее и мытаре, в которой Спаситель главным тезисом выводит: "ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится").
Этап №2. Ответы на вопросы.
Задача второй части игры — ответить на вопросы викторины, вникнуть в суть тем, заложенных в вопросах, познакомиться со смыслом правильных ответов. «Ученикам» и в последнюю очередь — «наставнику» предлагается выбрать из общего количества вопросов свой случайным методом.
Вопросы в основном с вариантами ответов, но изредка могут встретиться открытые (правила разбора открытых вопросов находятся в комментариях к ответам). В вопросах с вариантами ответов обычно один или несколько ответов являются верными. Участник, отвечающий на вопрос может как просто указать на правильный ответ (ответы) так и вправе (при желании) прокомментировать свой выбор ответов. Если «ученик» правильно отвечает на вопрос, то получает «солнышко» — жетон-бонус, случайным образом выбраный из общего числа разложенных на столе (для печатных версий викторины). На «солнышке» написано доброе дело, которое получающий его, если ранее не совершал, то постарается совершить. В том случае, если «ученик» не знает ответа или сомневается, он вправе обратиться к членам команды, а после обсуждения с командой, спрашивает совета у «наставника». Выслушав все мнения, отвечающий принимает окончательное решение по выбору из вариантов ответов. Если правильный ответ не нашелся, то может ответить другая группа. Если и в этом случае правильный ответ не найден, отвечает ведущий и приводит комментарий святых отцов. Затем следующему по очереди «ученику» предлагается выбрать другой вопрос. Ведущий каждый раз подводит итог ответу участников (верно, неверно, отчасти верно) и озвучивает комментарии святых отцов. Условно побеждает команда, набравшая наибольшее количество «солнышек» (условно - т.к. добрые дела в "солнышках" нужно постараться воплотить в жизнь и у всех это может случиться с разным успехом).
Этап №3. Жизнь во Христе
Имея знания Евангелия мы должны понимать, что сами по себе знания не гарантирует человеку накопление им “богатств на Небесах” в виде добрых дел и праведной жизни. И что даже если человек знает все и лучше всех, но при этом гордится и не творит добрых дел, то в глазах Бога он может быть гораздо ниже в своем духовном развитии, чем человек, пусть и с малыми знаниями, но стремящийся к добрым поступкам.
Задача третьей части игры — научить участников сочувствию ближним и умению дать совет, используя знание Евангелия и других православных источников веры. Кому-то из участников предлагается поделиться своим жизненным вопросом или рассказать о трудной ситуации в жизни, переживаниях своих близких, друзей. Другие со вниманием выслушивают их, стараются войти в положение вопрошающего и представить, как бы мы сами поступили, основываясь на христианском учении. А затем посоветуют, как правильно поступить, чтобы с достоинством пройти это трудное для человека испытание.
Ведущий, по вытянутой руке и в порядке очереди, дает сначала слово желающему озвучить жизненную ситуацию, а затем, так же по руке и в порядке очереди, предлагает любому из участников викторины дать комментарий на проблему, поделиться собственным опытом ее решения, дать совет.
Не зависимо от того, нашлось ли решение частично, полностью или вопрос совсем сложный, ведущий рекомендует ребятам пополнять багаж мудрости и жизненного опыта, обращаясь со своими вопросами к священнику, чаще читая Евангелие и приобщаясь к Таинствам.
Список добрых дел, обозначенных на карточках «Солнышках»:
Чаще читать Иисусову молитву
Выучить 10 заповедей Бога
Чаще читать Евангелие
Накормить голодного
Посетить больного
Утешить отчаявшегося
Оказание милостыни
Не прекословить учителю, родителям
Сделать горку из снега для малышей
Не мусорить
Поднять настроение тому, кому грустно
Убраться во дворе
Приготовить родителям завтрак и порадовать ароматным чаем или кофе
Уступить кому-то дорогу
Помочь пожилым людям
Пообщаться с бабушкой и дедушкой
Улыбнуться и пожелать хорошего дня!
Здороваться, заходя в магазины, кафе, учебные заведения
Подарить кому-то радость
Говорить родным, что их любят и всегда ждут дома
Перевести бабушку через дорогу
Уступить место в общественном транспорте
Посадить дерево
Собрать мусор в парке
Позвонить пожилому родственнику и узнать, как он себя чувствует
Выбросить мусор, который кто-то оставил в подъезде
Пропустить вперед к кассе покупателя с одной-двумя покупками
Не скупитесь на искренние комплименты. Заведите привычку находить, за что похвалить людей
Поучаствовать в благотворительной акции
Помочь родителям с генеральной уборкой в квартире
Похвалить труд другого человека
Помочь соседке спустить коляску
Подержать дверь для тех, кто идёт сзади
Поблагодарить одноклассника за что-нибудь
Похвалить еду, которую приготовила мама или бабушка
Похвалить повара в школьной столовой
Сделать больше, чем требуется
Улыбнуться чужой бабушке в автобусе
Посетить местный питомник для животных и принести морковку для зайчиков
Купить печенек для одноклассников
Сделать подарки соседям в честь своего, их или общего праздника
Простить обиду
Поддержать двоечника, помочь
Обнять своего противника или кого-то ещё
Помочь кому-то с переездом
Поделиться своим опытом решения проблемы
Купить много мороженного и поделиться с друзьями
Улыбнитесь и пожелайте продавщице в магазине хорошего дня
Помочь бабушке в огороде
Помочь надеть соскочившую цепь на велосипеде мальчику во дворе
Если увидел, что у кого-то на парковке открыто окно или включены фары- найти владельца и рассказать ему об этом
Поделиться шоколадкой
Помочь кому-то в том вопросе, в котором ты разбираешься
Ответить вежливостью на хамство
Проявить сочувствие
Пропустить кого-то вперёд в очереди
Купить еду бездомному
Помочь донести тяжёлые сумки кому-то
Положить деньги в коробку для сбора пожертвований
Позвать в кино одноклассника, которого обижают
Покормить уточек на пруду
Защитить слабого
Поучаствовать во флешмобе "Бесплатные обнимашки"
Заметив мусор на скамейке или остановке, донесите его до урны
Организовать какое-то мероприятие для одноклассников
Почаще говорите своим родным и близким, как вы их любите и цените!
Сделать скворечник
Поделиться своей сосиской с собакой на улице
Целый день всем улыбаться (и даже во сне)
Вырастить комнатный цветок
Честно сделать уроки
Рассказать о Христе однокласснику, который никогда о Нем не слышал
Сходить в воскресенье в церковь на Литургию
Спокойно стоять в ожидании Чаши на Литургии
Не разговаривать на Литургии
Сходить в субботу на вечернею службу
Сделать открытки на Рождество и подарить бабушкам в храме
Спокойно и внимательно сидеть на уроке
Пропустить бабушку или дедушку вперед в очереди
Хорошо убраться в своей комнате без напоминания
Целый день продержаться без конфет
Один раз потратить карманные деньги на доброе дело
Целый день не играть в компьютерные игры
Сказать добрые слова маме, папе, бабушке, дедушке
Поблагодарить учителя
Убрать квартиру самому
Написать кому-то добрую записку и незаметно передать
Прочитать повесть-сказку А.де С. Экзюпери "Маленький принц"
Прочитать повести К.С. Льюиса "Хроники Нарнии"
Целый день любоваться природой